Вы здесь

Главная » Новости

05.07.2012 | Дайте рыбакам уверенность

В отличие от рядовых посетителей выставки «Море. Ресурсы. Технологии-2012», притормаживавших уже в холле Ледового дворца возле прилавков с дешевой рыбопродукцией, специалисты рыбной отрасли спешили дальше, в конференц-зал, где проходила деловая часть программы международного рыбацкого форума.

Она, кстати, была в этот раз особенно насыщенная. Постарались организаторы - региональное министерство экономического развития при поддержке Федерального агентства по рыболовству и правительства Мурманской области. В первый же день работы выставки, еще до ее официального открытия, специалисты собрались на международную конференцию «Россия и Норвегия - новые условия, новое качество сотрудничества». Тема особенно актуальна с учетом подписанного недавно между двумя нашими странами Договора о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Обмен мнения вызвал неподдельный интерес.

Проблемы у нас общие...

Тон разговору задал заместитель председателя комитета рыбохозяйственного комплекса Мурманской области Вадим Соколов, в своем выступлении откровенно, без излишних политесов обрисовав сегодняшнюю ситуацию в рыбной отрасли региона.

- Да, дискуссии бывают порой весьма острыми, - прямо заявил докладчик. - Не было еще ни одной сессии Смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству, итоги которой не критиковали бы мурманские рыбаки за недостаточную настойчивость на переговорах наших чиновников и ученых. Впрочем, норвежские рыбаки, которые находятся в куда более защищенном правовом положении, также постоянно выражают недовольство своим государственным и научным деятелям, призывая быть с русскими настороже.

И все-таки большинство норвежцев, уверен Вадим Соколов, ратуют за добрососедские отношения с Россией. Наиболее ярко они проявлялись во времена так называемой свободной поморской торговли. О ней до сих пор говорят как об экономическом и социальном феномене. Соседи даже предлагают возродить проект и создать в северных приграничных областях поморскую зону -уникальное межгосударственное образование, не имеющее аналогов в мире.

Хотя мурманские рыбаки довольно сдержанно восприняли подобную идею, предложив для начала наладить отношения в районе архипелага Шпицберген и его прибрежной акватории. Это больная тема прежде всего для самих норвежцев. И при ее упоминании сентиментальных вздохов о прекрасных былых временах у них сразу убавляется. Но и арестов российских судов в тамошних водах в последнее время стало все же меньше.

- Подписание в прошлом году Договора о делимитации морской границы, - считает Вадим Соколов, - стало историческим прорывом в отношениях между нашими странами. Но одновременно снят и мораторий на разработку нефтегазовых месторождений в бывшей «серой зоне». При этом однозначно не должны ухудшиться условия для рыболовной деятельности как России, так и Норвегии. Здесь могут возникнуть общие для обеих стран проблемы. Главное же: из-за прокладки трубопроводов и строительства прочих объектов на шельфе немалые районы традиционного промысла могут регулярно закрываться для рыбаков. Не говоря уже о риске техногенных аварий, способных нанести непоправимый ущерб морским обитателям. Путь один - действовать совместно, так как это рыба - общее наше богатство, и задачи, стоящие перед рыбопромышленниками схожи. В частности, в рыболовных отраслях обеих государств появилась тенденция оттока кадров, в первую очередь молодых, в нефтегазовую отрасль, где зарплата намного выше.

Сотрудник Кольского филиала РАН Анатолий Васильев предложил использовать кроме хорошо изученного норвежского еще и опыт жизнеобеспечения коренного населения западных районов Аляски, где через целевые долгосрочные государственные программы добились ощутимого прогресса в росте самодостаточности местных приморских общин за счет выделения им квот на вылов рыбы. Такая практика с определенной корректировкой может быть применена и на побережье Кольского полуострова. Удаленные от областного центра населенные пункты могли бы стать базами для развития прибрежного рыболовства и переработки.

- Из 20 тысяч проживающих там людей, - цифрами аргументировал свою позицию Анатолий Васильев, - около 60 процентов - трудоспособного возраста. При этом только официальный уровень безработицы 16-20 процентов. Власти обеих стран заинтересованы, чтобы побережье не пустовало, а население прибрежных поселков имело возможность трудоустроиться на добыче и переработке рыбы, морских беспозвоночных, водорослей.

Председатель правления Ассоциации прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана Анатолий Евенко считает, что дальнейшее сотрудничество с Норвегией надо активнее развивать и на общественном, неправительственном уровне. Благодаря совместным усилиям удалось добиться увеличения квот для прибрежного лова.

Корреспондент «Мурманского вестника» предложил подвести итоги дискуссии с обеих сторон двум ее участникам.

- Это уже 12-я по счету выставка. И каждый год она вызывает живой интерес, - отметил представитель МИД Российской Федерации в Мурманской области Сергей Клюшев. - Что же до тревог рыбаков по поводу Договора о разграничении морских пространств, тут, как говорится, сколько людей, столько и мнений. Но одно могу сказать твердо: беспокойство и российских рыбаков, и их норвежских коллег услышано и учтено на самом высоком уровне в обеих странах, в том числе в МИД. Органы власти делают все возможное, чтобы не нанести ущерба интересам тружеников моря.

- Мне кажется, в последние годы мы успешно развивали самое тесное сотрудничество, а теперь на основе Договора будем дальше его расширять, - подчеркнул директор департамента Союза рыбаков Норвегии Туре Поске. - Этот документ поможет убрать споры между нашими странами. Что же касается опасений рыбаков как по вашу, так и по нашу сторону границы, то думаю, что некоторые люди просто не совсем поняли текст Договора или невнимательно его читали.

Сначала квоты - потом новострой

На второй день работы выставки по-настоящему жаркие дебаты провели участники круглого стола «Судостроение. Перспективы и вызовы». Хотя информация, прозвучавшая в начале встречи из уст и. о. министра экономического развития Мурманской области Елены Тихоновой, казалось бы, не давала повода для споров.

- На региональном уровне сегодня многое делается для создания привлекательного инвестиционного климата, - сообщила она. - В прошлом году Мурманской областной думой приняты законы о государственно-частном партнерстве и о господдержке инвестиционной деятельности. В их развитие подготовлены документы о налоговых льготах на местном уровне для инвесторов, в том числе вкладывающих средства в строительство судов. Льготы по налогу на прибыль в размере 4,5 процента и налогу на имущество будут предоставляться рыболовецким компаниям, зарегистрированным в Мурманской области, с момента начала получения прибыли от эксплуатации построенных судов.

О тенденции старения рыбопромыслового флота области и ее причинах рассказал в своем выступлении руководитель регионального рыбохозяйственного комитета Олег Заболотский, отметив при этом, что ситуация начинает изменяться. По оценке специалистов в обновление рыбопромыслового флота региона в ближайшее время будет инвестировано свыше 280 миллионов долларов США.

Специально приехавший для участия в совещании начальник управления флота, портов и мониторинга Федерального агентства по рыболовству Андрей Козлов рассказал о том, что делается для стимулирования отечественного судостроения на уровне федеральном.

- По поручению правительства РФ в Росрыболовстве подготовлен проект стратегии развития рыбопромыслового флота до 2020 года, - отметил он. - В ближайшее время планируется утвердить конкретную программу строительства судов. Рыбаков Северного бассейна наверняка должно заинтересовать известие о том, что в феврале подписано соглашение о возведении в Калининграде совершенно новой, высокотехнологичной судоверфи. Надеемся, что в перспективе интерес выльется в заказы.
Председатель Союза судоремонтных предприятий Мурманской области Ирина Мокерова подтвердила, что предлагаемая Росрыболовством концепция в целом разумна. Она также привела любопытные данные совместного с норвежскими специалистами исследования положения дел на российских верфях. В принципе, предприятия отрасли, давно и успешно строящие крупные военные корабли (в том числе по иностранным заказам), ледоколы, конечно, имеют достаточно развитые технологии и опыт. Но при этом у них слишком мало практики работы в кооперации, в частности с зарубежными партнерами. Прежде всего как раз при строительстве рыболовецких судов, которые нынче представляют из себя напичканные самым современным оборудованием и аппаратурой (вплоть до спутниковой связи) объекты. Такую кооперацию необходимо наладить. Равно как и жесткий контроль за сроками исполнения заказов.

Участники круглого стола из числа мурманских рыбопромышленников временами весьма скептически комментировали предложения представителей судостроительной индустрии, приехавших в столицу Заполярья с презентацией своих предприятий. Прежде всего, за несоответствие отдельных проектов специфике ведения промысла в арктических условиях.

Не вызвал энтузиазма и прозвучавший на совещании призыв Георгия Тишкова к возрождению в первую очередь крупнотоннажного флота, некогда поставлявшего продукцию из дальних районов Мирового океана. Генеральный директор ЗАО «Мурмансельдь-2» Юрий Задворный предложил тем коммерческим компаниям, кто хочет вернуться к берегам Чили или Перу, делать это на свой страх и риск.

- За морем телушка - полушка, - аргументировал свой довод Задворный, - да дорог перевоз. Доставляемая оттуда, скажем, ставрида окажется по цене золотой. Только переход в Южную Атлантику займет порядка 40 дней с расходом топлива 18-20 тонн в сутки. А оно постоянно дорожает. Это в советские времена его стоимость, и без того-то копеечную, никто особо не учитывал. Ну а что до новой верфи в Калининграде, скорее всего, одно из первых судов там будет построено по заказу «Мурмансельди». Конечно, по устраивающему нас проекту. В целом будущее у российского судостроения есть!
Поддержал коллегу и директор Союза рыбопромышленников Севера Василий Никитин.

- Дайте нам четкий сигнал, что можно строить суда, - сказал он, обращаясь к представителю Росрыболовства, - дайте уверенность, что построенные где-нибудь за границей суда завтра не перестанут наделять квотами за их «иностранное происхождение». А так уже бывало. Да, мы сможем перейти на российские верфи по мере их модернизации. Но не надо рыбаков заставлять, придумывая то пресловутые квоты под киль, то еще какие-то репрессивные меры для «непатриотичных» судовладельцев. Если на рыбаков будут давить силой и за их счет пытаться восстановить отечественное судостроение, рыбу просто невыгодно станет ловить и ни о какой национальной продовольственной безопасности можно будет не говорить. А для начала дайте увидеть хотя бы одно построенное у нас рыболовное судно. Чтобы сравнить.

В завершение работы круглого стола проводивший его представитель комитета рыбохозяйственного комплекса Мурманской области Андрей Алексеев отметил, что только современный рыбопромысловый флот способен обеспечить население России разнообразной рыбопродукцией по доступным ценам.

По итогам дискуссии Елена Тихонова в разговоре с корреспондентом «Мурманского вестника» так оценила ее значение:

- Это была прекрасная возможность напрямую обсудить все наболевшие вопросы, возникающие как у самих судостроителей, так и их потенциальных заказчиков. Подобную встречу мы проводим впервые. В следующий раз постараемся подключить к участию представителей банковских структур. Их явно не хватало при обсуждении финансовых схем, кредитования судостроения. Конечно, их возможности тоже ограничены регламентацией ставки рефинансирования Центробанком. Но все-таки говорить про «длинные деньги» в судостроении нужно при участии банкиров. Так что разговор на актуальную тему будет продолжен.

Андрей Попов



Рясной Алексей Вячеславович

Рекомендуем ознакомиться
  • Рыба на берег в обмен на субсидии
    В нем предусматривается ставка субсидии в среднем по отрасли в размере 3795 руб. за тонну поставленной продукции. Критерием получения субсидий ВАРПЭ предлагает сделать поставки продукции рыбного промысла на внутренний рынок.
  • «Липецкрыба»: курс на лидерство!
    Пример Японии говорит о том, что большая доля диетических рыбных и морских продуктов в рационе повышает продолжительность жизни. Это позволит нам сохранить температуру в теле рыбы –2 градуса, что является наиважнейшим фактором, учитываемым при посоле рыбы.
  • Доступность царской рыбы
    Имеется возможность довести объем выращиваемой форели до 500 тонн в год до 2015 года и до 1,5-2 тысячи тонн – к 2020 году. Себестоимость форелевой продукции прогнозируется на уровне 90-100 руб./кг, а отпускная цена – в пределах 150-200 руб./кг.
  • Евросоюз пересмотрит политику в области рыболовства
    В своем выступлении в Брюсселе Мария Даманаки также отметила, что влияние грядущей реформы Евросоюза распространится и за его пределы.
  • Мурманские предприятия завершат промысел мойвы до конца марта – прогноз
    Как сообщают рыбопромышленники, спрос на мойву растет, цена поднимается. «Сейчас на нашем холодильнике всего 2,5 тыс. тонн мойвы. Сейчас у причалов 6 траулеров с мойвой, однако, из-за штормового ветра выгрузка временно приостановлена.
  • Печать журналов в типографии «Офсет-мастер»
    Таким образом, не исключая полностью риск некачественной продукции, все наши материалы проходят многоуровневую проверку качества. Наш подход к печати, прежде всего, характеризуется высококлассными разработчиками дизайна, а также высшим качеством исполнения.
{links}
Добро пожаловать!!!
Вход на сайт

Погода в Санкт-Петербурге - www.spbpogoda.ru

Случайное изображение
Каталог Shimano

Воблеры Yo-Zuri

Воблеры Salmo

Воблеры DaMiKi

Каким весом была Ваша самая большая рыба? (честно)
loading...
1