Вы здесь

Главная » Новости

08.07.2012 | Насколько эффективен наш труд?

Для поиска ответа на этот вопрос мы пригласили в Самару в конце января представителей 13-ти субъектов Российской Федерации, из всех регионов ответственности нашего управления. О чём шёл разговор? Прежде всего было выделено, что за три года мы встали на ноги. Из  деградирующей системы, которая в течение 15 лет теряла одну позицию за другой, превращаемся в высокоэффективную службу. Теперь наши работники уверенно смотрят в завтра, формируется позитивное общественное мнение.

В чём состоит наша "полезность" для государства и общества? Какие ещё есть резервы? Постараюсь ответить на эти вопросы.

Понятно, что ещё нет совершенной методики оценки эффективности столь специфичного и многогранного органа государственного управления, которым является наше ведомство. Например, каким аршином измерить чистоту и красоту где-нибудь в Пензе или Мордовии возрожденного озера "Лазурного" или какой-нибудь "тихой речушки без названия"?

А ведь наш инспектор не просто затратил рабочее время, но вложил сюда свой труд и душу. И здесь наша работа переходит уже в нравственно-патриотическую плоскость.

Тем не менее, постараюсь обратиться к конкретным критериями.  Прежде всего это:

- обеспечение контроля за акваторией внутренних вод,

- прирост объёма добычи биоресурсов

- выпуск молоди ценных промысловых видов рыб в естественные водоёмы,

- среднедушевое потребление рыбной продукции.

Плюс - общественная значимость инспектора и в целом нашей службы.

Давайте посмотрим какая же получается картина?

По рыбоохране. Если количественные показатели по сравнению с прошлым годом возросли незначительно (на 100 протоколов), но качественные - в разы! И об этом инспектора с удовлетворением докладывали. Например, направленных материалов на возбуждение уголовных дел в 3 раза больше, изъятых орудий лова почти - в 2 раза, единиц транспортных средств - в 3 раза. На 9% возросла  взыскиваемость штрафных санкций и ущербов и составила соответственно 73% и 76%. За нарушение Правил вынесено постановлений  на сумму около 40 млн. рублей при среднем удельном весе 1 протокола около 2 тысяч рублей. Из опыта работы, и данные науки это подтверждают, что если раньше, нами вскрывалось всего 10-12% всех нарушений Правил. То сегодня - 25-30% .

И исходя из количества изъятых сетей, (более 12 тысяч), их уловистости и статистики постановки, мы предотвратили вылов более 500 тонн водных биоресурсов, что в денежном выражении составляет около 50 млн.рублей.

Таким образом, общую отдачу, только от рыбоохранной деятельности, мы имеем по году порядка более  80 млн. рублей.

Мы смело ставим положительную оценку эффективности работы по итогам 2012 года по рыбоохране.

Однако инспектора подняли вопрос: какие возникают стимулы такой эффективной работы?

Дополнительный эффект дали бы и несколько откорректированные, в сторону большей объективности, критерии оценки работы. Критерии - должны стимулировать. Но, при всём желании, инспектор не способен сократить площадь или количество населения контролируемой территории. Наконец, обеспечение личного остава оружием и достойной форменной рабочей одеждой.

Учитывая, что введение новых критериев дало реальную отдачу, считаем, что нужно разработать параметры и для оценки работы ФГУ. У нас есть конкретные предложения.

Контроль за хозяйствующими субъектами.

Эффект только от предотвращения незаконной добычи ПГС, нарушений на водозаборах и снижения степени загрязненности сточных вод составил в натуральном выражении более 300 тонн рыбы.

Работу по этому направлению мы оценили как эффективную, (за год проверили более 400 предприятий), резервы есть и немалые.

Штрафные санкции Росрыболовства за нарушение среды обитания в четыре раза ниже санкций органов надзора водных ресурсов. До сих пор отсутствует чёткая нормативно-правовая база и регламент по определению ущерба, наносимого ВБР в результате сброса сточных вод с превышением ПДК (не работает основной принцип экономики природопользования: "загрязнитель-платит".  Существующие платежи, ввиду неполного учёта всех составляющих ущерба, мизерны). Отсюда: нет экономических стимулов у предприятий к снижению загрязнения.

Компенсация - методом натурального возврата в акваторию рыбной продукции в виде малька - одного из видов рыб - не корректна, так как не учитывает восстановление биоты во всём её многообразии, в том числе потерь от недополученного потомства и приведение нарушенной среды обитания в исходное состояние. Ибо малька выпускаем в отравленную среду!

Отсутствует мониторинг за состоянием гидробионтов, включая кормовую базу, в том числе с проведением научно-обоснованной экспертизы, чтобы иметь юридические основания для предъявления претензий хозяйствующим субъектам в судебном порядке. Так как  в добровольном порядке  предприятия, конечно же, отказываются вести наблюдения и просчитывать тот ущерб, который наносится в процессе их эксплуатации.

Вывод. Без такой ведомственной  системы мониторинга, серьёзно повлиять на всё ухудшающиеся режим внутренних рыбохозяйственных водоёмов, а следовательно и снижение сырьевой базы - мы никогда не сможем.

Во многих развитых странах, в частности в США, критерием чистоты вод является состояние жизни гидробионтов. Видимо, было бы правильнее ввести этот критерий и у нас в России, вместо ПДК.

Уже сейчас, индекс загрязнения водных объектов оценивается по видовому составу гидробионтов. Однако на законодательном уровне он не принят.

У наших коллег - учёных института экологии Волжского бассейна РАН есть практический опыт и конкретные предложения по проблемам биоиндикации и экологического нормирования водоёмов.

Теперь о профилактической работе.

В результате повышения требовательности к качеству предоставляемых на согласование хозяйственной деятельности материалов, особенно по воздействию на ВБР, оценка стоимости работ по компенсации ущерба, на 1 тонну ВБР,  возросла с 263 тыс. рублей в 2011 году до 830 тыс. рублей - в 2012 году. Однако проводимую работу по этому направлению мы, к сожалению, оценили как недостаточно эффективную. И не потому, что у нас плохие специалисты. Специалисты - прекрасные. Основная причина - несовершенство: нормативно-правовой базы, методик подсчёта ущербов (от этого страдает глубина экспертной проработки проектов), а также негативная роль, которую играет удаленность центрального аппарата, проводящего согласования, от хозяйствующих субъектов. В результате - центральный аппарат перегружен, сроки рассмотрения документации затягиваются.

На мой взгляд, необходимо либо законодательно делегировать полномочия по согласованию на уровень отделов управления в регионах, либо поднять статус начальников отделов, до уровня: "заместитель руководителя - начальник отдела" с правом подписи, как это сделано в Бассейновых водных управлениях.

Для более объективной оценки этого направления можно было бы внести, и мы пытались это сделать,  показатель освоения компенсационных средств. Однако до установления единого компенсационного счёта, об этом говорить - нет смысла.

В результате остаётся только формальный, поверхностный критерий: рассмотрено, согласовано и отклонёно.

Организация рыболовства.

Мы тесно сотрудничаем с наукой, органами исполнительной власти, рыбодобытчиками, как промысловиками так и любителями,  со СМИ, общественностью.

Формирование перечней участков идёт под нашем патронажем. При этом мы учитываем экономические особенности регионов, характеристику водоёмов. Естественно выводим из под промысла нерестилища, а так же места, массово-посещаемые рыболовами-любителями, оставляя их для общего пользования или организованного любительского и спортивного рыболовства. Кроме того, проводим конкурсы и серьёзную организаторскую и контрольную деятельность среди рыболовов разных уровней.

В результате процент освоения квот повысился с 40% в  2011 году до 80% в 2012  году.

В 2012 году вылов увеличился по сравнению с 2011 годом на 15%. Что дало дополнительно 700 тонн ВБР.

Учтенный вылов от организованного любительского рыболовства увеличился с 30 тонн до 350 тонн. Замечу, реальные данные по уловам любителей -  уже учитываются наукой при оценке продуктивности водоёма и разработки более объективного ОДУ. Организованные любители-рыбаки, проявляя чувство хозяина, под  контролем нашем инспектора возрождают озера и реки, следят за чистотой водоёма, охраняет от "хапуг", создают дополнительные рабочие мести (каждый участок даёт 3-4 рабочих места). То есть, эффект этого направления (организация рыбного промысла) явно положительный. Тут и критерии оценки очевидны - процент освоения выделенных квот  и фактическое увеличение вылова рыбы в пределах ОДУ.

Однако, эффективность работы, во внутренних рыбохозяйственных водоёмах, по организации рыболовства как любительского, так и промышленного была бы ещё выше, если бы полномочия по данным функциям не были разбросаны по разным ведомствам, что привело к потере единой системы.

Координирующим центром такого взаимодействия мог бы стать  НПС, который ранее и отвечал на все жизненные вопросы что, где, когда, чем и сколько ловить. Сегодня НПС, "выхолощен", утратил все эти функции.

Необходимо повысить статус НПС, включив его полномочия в документы, регламентирующие организацию промысла - Правила рыболовства, порядок определения и прохождения экспертизы ОДУ в рыбохозяйственных водоемах, порядок внесения изменений в Правила рыболовства.

Для более оперативного регулирования промысла необходимо отдельные функции по установлению ограничений - сроки запрета, перечень и количество применяемых орудий лова, конечно же передать территориальным управлениям Росрыболовства.

Воспроизводство.

В прошлом году, благодаря  принятым Росрыболовством нормативным актам, наше управление успешно выполнило Программу. В естественные водоёмы выпущено более 4 млн. штук молоди ценных видов рыб, из них 600 тыс.штук за счёт федерального бюджета, остальные - за счёт компенсационных средств. Это даёт, с учётом промыслового возврата, дополнительно водоёмам 527 тонн рыбопродукции: стерляди, сазана, толстолобика, щуки.

Эти цифры можно было бы увеличить в разы. Для этого нужно иметь единые счета зачисления компенсационных  средств от хозяйствующих субъектов (по примеру ранее действующих экологических фондов) в каждом субъекте РФ. И жизнь заставит нас это сделать, хотим мы того, или не хотим. Такая организация позволит их использовать не только коллегиально, прозрачно и планомерно, но и  в оптимально-биологические сроки, с учётом научных рекомендаций - будь то воспроизводственные, мелиоративные или иные работы по возмещению ущерба, нанесенного ВБР. А самое главное, использовать их - не на 30%, как в настоящее время, а на все 100%!

Критерии оценки организованных воспроизводственных работ: объём выпуска молоди рыбы, и оценка промыслового возврата и увеличение промыслового запаса.

По аквакультуре. Есть возможность (база, кадры), в ближайшие год-два, при условии: государственной поддержки, совершенствования нормативно-правовой базы, научно-обоснованных управленческих и технологических решений в 3-4 раза увеличить выращивание товарной рыбы. Выйти на уровень 16-17 тыс. тонн в год. Мы на эту цифру  выходили в до перестроечное, советское время. Здесь широкое поле  деятельности для наших ФГУ. Это тема отдельного разговора. Это для нас второе дыхание.

Я привел данные по итогам года пяти основных направлений, чем мы конкретно занимались в 2012 году.

Какова  их суммарная экономическая эффективность?

В 2012 году  выделено  бюджетных средств 90,3 млн. рублей. Отдача, в денежном выражении, составила более 300 млн. рублей и более 2 тыс. тонн дополнительной рыбопродукции. Это без учета предотвращенного ущерба от возможного браконьерского лова, когда граждане видят, что на водоеме есть хозяин в лице рыбоохраны - самые лихие отказываются от своих преступных замыслов.

Без учета будущей отдачи водоемов, отданных под организацию любительского и спортивного рыболовства. Без учета предотвращенного ущерба, если бы были реализованы  экологически "грязные" проекты, отклоненные в ходе согласования.  (А это 30% почти от 1,5 тысяч проектов, поступивших к нам за год.)

А каким рублём оценить воспроизводственные работы в Саратовском водохранилище  по поддержке отечественной ихтиофауны - осетровых?

Эффект от нашей работы заметен.

На примере СВТУ, в зону ответственности, которого входят густонаселенные  многонациональные субъекты России Поволжского и Камско-Уральского регионов, которые в значительной степени формируют общественное мнение, как по лакмусовой бумажке, можно проследить рост общественной значимости нашей работу.

Работники центрального аппарата ТУ, начальники отделов в субъектах, я за этим жёстко слежу, используют любую площадку для решения наших проблем: как по  охране, рациональному использованию, воспроизводству, так и по влиянию на здоровье такого диетического продукта, как рыба. Для наших регионов, с определенными традициями в питании, это актуально.

Об общественной значимости нашего инспектора говорит такой маленький пример. В День рыбака мы получаем поздравительные открытки от всех первых  лиц субъектов РФ, десятки и сотни поздравлений: от общественных организаций, силовиков, граждан. Для более объективной оценки - разработали специальную анкету, с помощью которой проведем в ближайшее время социологический опрос, разместив её на своём сайте. Тем не менее сегодня ни один вопрос, имеющий отношение к ВБР, не рассматривается без нас.

В результате такой концентрации внимания, организованного, кадрового, финансового потенциала практически во всех регионах либо уже утверждены, либо находятся в стадии разработки комплексные программы развития рыбохозяйственной отрасли того или иного субъекта. В этих программах "завязаны" все аспекты нашей жизни, в том числе добыча, аквакультура, переработка, транспортировка, реализация, охрана, сохранность, мелиорация, воспроизводство. Как один из итогов эффективности наших усилий могу назвать следующее: у нас появилась реальная возможность в ближайшие год-два, на условиях софинансирования программ начать строительство воспроизводственных комплексов: в Самаре, Татарстане, Чувашии. На очереди Оренбург. И мы пойдем дальше. Ибо программы развития рыбохозяйственных комплексов субъектов РФ во внутренних водоемах - это фундамент отрасли.

Потребление рыбы за последние годы возросло на 6,5 кг. По трём регионам приблизилось к 23,7, установленной Институтом питания РАН в 1976 году.

Я почему об этом постоянно с гордостью говорю? Дело в том, что - для наших, не очень богатых рыбой, лесных и степных регионов, где традиционно живут мясоеды, где десятилетиями на повестку дня не ставился вопрос о развитии рыбной отрасли, (посудите сами - Оренбургские степи и рыба), запустить этот маховик было не просто. Это - для нашего коллектива, значительный шаг вперёд.

Кудяев Валерий Владиславович

Рекомендуем ознакомиться
  • Прудовое рыбоводство наращивает объемы
    До конца года производство аквакультуры — прудовой рыбы — в Крыму планируется увеличить на 14% до 2,4 тыс. тонн. Как стало известно , на 201 водном объекте (5 тыс. 639,6 га) ведется производство и воспроизводство прудовой рыбы.
  • Поддержка рыболовству и рыбопереработке Дона
    Серьезное внимание уделено поддержке добычи так называемой народной рыбы: тюльки, шпрота, хамсы, бычков и карася. Губернатор Василий Голубев подписал постановление «О финансовой поддержке рыболовства и рыбопереработки».
  • Цена рыбного вопроса встала ребром
    При этом В.Зубков отметил, что на заседание будут приглашены мэры десяти городов-миллионников и портовых городов РФ. Он высказал возмущение тем фактом, что во многих городах нет специализированных рыболовных рынков.
  • У России прибавилось рыбных поставщиков
    По его словам, продукты с превышением установленных норм сняты с реализации в самой стране и запрещены для реализации за рубеж. Изменился список греческих экспортеров продукции из водных биоресурсов: предприятие MYТILOS-MYTIAoI (I.
  • Морскими спорами займется новый судья
    Владимир Владимирович Голицын сменит на посту судью Трибунала профессора Анатолия Лазаревича Колодкина, срок полномочий которого истекает 30 сентября 2012 г.
  • Активный лов наваги в заливе терпения прекращен
    Пассивный промысел наваги еще продолжится в Охинском, Александровск-Сахалинском, Ногликском и Долинском районах. Однако здесь уловы возможны лишь тогда, когда в прибрежной зоне установится надежный ледовый припай.
{links}
Добро пожаловать!!!
Вход на сайт

Погода в Санкт-Петербурге - www.spbpogoda.ru

Случайное изображение
Каталог Shimano

Воблеры Yo-Zuri

Воблеры Salmo

Воблеры DaMiKi

Каким весом была Ваша самая большая рыба? (честно)
loading...
1