Вы здесь

Главная » Новости

04.09.2012 | Новый закон или старое беззаконие?

Массовые протесты рыболовов-любителей, прошедшие в марте во многих регионах, основывались не только на понимании очевидных отрицательных последствий введения системы рыбопромысловых участков. По существу, сообщество рыболовов-любителей выразило свой протест против упорно формируемой и активно лоббируемой нынешним руководством Росрыболовства законодательной базы, позволяющей осуществить полную, окончательную коммерциализацию любительского и спортивного рыболовства, приватизацию водоемов общего пользования и их биоресурсов.

Старое вино в новые меха

Вместе с тем, несмотря на организованную в спешном порядке для «тушения пожара» работу комиссии при Росрыболовстве, а также слушания в ГД РФ по концепции нового закона «О любительском и спортивном рыболовстве», концепция этого закона Росрыболовством так и не сформирована. Это следует из текста проекта закона «О любительском и спортивном рыболовстве», разработанного Росрыболовством и опубликованного на сайте ведомства. Предлагаемый проект содержит такое количество очевидных недоработок, противоречий, неясностей и двойных толкований, что принятие его только усугубит и так непростую ситуацию в любительском рыболовстве.

В то же время проект однозначно закрепляет коммерческую составляющую любительского и спортивного рыболовства путем сохранения участков для организации этого вида рыболовства. Фактически Росрыболовством, как разработчиком проекта, сохраняется основа действующего законодательства, которое и вызвало массовые протесты рыболовов. Для примера и полного понимания проблемы следует проанализировать ситуацию с лицензиями. В водоемах центральной части страны наиболее популярными объектами любительского рыболовства являются судак, лещ, щука и целый ряд других промысловых рыб. Но все эти объекты, как правило, состоят в перечне видов водных биоресурсов, на которые устанавливается ОДУ. Следствие — вылов их можно будет осуществлять только по лицензии, и приобрести лицензию необходимо будет у владельца участка. Вне участка вылов этих объектов происходить не может, поскольку точный учет объемов освоения ОДУ возможно осуществлять только в документальной форме, т.е. по сведениям о вылове, внесенным в лицензию (разрешение). Результат — то же самое, что и было: путевка (лицензия) плюс непонятные услуги, а деньги рыболовов — мимо государственного бюджета и мимо мероприятий по охране и воспроизводству рыбных запасов.

Второй вариант — вылов тихоокеанских лососей, ОДУ на которые не устанавливается. Вопрос для дальневосточников: если ловить на водоемах общего пользования, то есть где, чем и сколько хочется, без лицензий (теоретически, возможно, с ограничением только нормой вылова по Правилам рыболовства), сколько продержится лосось при нынешнем положении дел в рыбоохране? Ответ очевиден. Только по этим основаниям предлагаемый проект закона концептуально противоречит целям и задачам, которые необходимо решить в новом законе «О любительском и спортивном рыболовстве». В предлагаемом проекте имеются и актуальные, полезные нормы, но их следует использовать с учетом формирования другой концепции и иного общего подхода к формированию нового закона.

Основы нового закона

Концепция нового закона и основные пути ее реализации в законодательстве должны быть понятны каждому рыболову и заключаются они в следующем.


1. Гражданам России обеспечивается право бесплатно осуществлять любительское и спортивное рыболовство на всех водоемах общего пользования. Необходимое исключение — водные объекты на особо охраняемых природных территориях (ООПТ), т.е. заповедники, а также искусственно созданные водоемы (пруды, карьеры и т.п.), находящиеся в собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. На водоемах, находящихся в границах заповедников, любительское и спортивное рыболовство может осуществляться при условии, если это допускается Положениями о конкретных ООПТ. Положения утверждаются в установленном законом порядке специально уполномоченным органом, в чьем ведении находятся ООПТ. В искусственно созданных зарыбляемых водоемах, находящихся в собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — на условиях, устанавливаемых собственником.


2. Рыбопромысловые участки. РПУ, т.е. акватории в границах водного объекта общего пользования или его части, не могут формироваться вообще (даже 5%) и передаваться в аренду по результатам конкурсов частникам. Реализация лицензий или путевок на вылов рыбы коммерческими структурами законом предусматриваться не должна. Существующие РПУ, доставшиеся коммерсантам в результате конкурсов, фактически лишивших граждан права на свободное рыболовство, должны прекратить свое существование путем расторжения соответствующих договоров, в том числе и на основании п.1 ч.2 ст.13 ФЗ-166 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Данная статья предусматривает возможность принудительного прекращения права на добычу (вылов) водных биоресурсов в случае, если возникает необходимость использования водных объектов для государственных нужд.

3. Организация любительского и спортивного рыболовства. Это должно быть закреплено в законодательстве, как государственная функция, исполнение данной функции должно быть возвращено в ведение уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области рыболовства. Как это и было до начала активных «коммерческих» реформ в области любительского рыболовства. В дальнейшем, в целях обеспечения этой государственной функции и государственных нужд, уполномоченный орган исполнительной власти в области рыболовства через свои территориальные подразделения и подведомственные ФГУ формирует на водоемах общего пользования (в определенных границах) специальные участки для организации вылова ценных видов рыб, свободная добыча (вылов) которых запрещена или ограничена действующими Правилами рыболовства (далее — лицензионные участки). Лицензионные участки формируются по мере необходимости и на основании предложений рыболовов-любителей и их общественных организаций, а также граждан, местных жителей, муниципалитетов, органов исполнительной власти субъектов РФ. Лицензии на добычу (вылов) ценных видов рыб, свободная добыча (вылов) которых запрещена или ограничена действующими Правилами рыболовства, реализуются гражданам в бассейновых ФГУ Росрыболовства как государственная услуга. Средства, полученные от реализации лицензий, направляются исключительно на охрану и воспроизводство водных биоресурсов, рыбохозяйственную мелиорацию и другие нужды, непосредственно связанные с увеличением запасов ценных видов рыб и улучшение гидрологического режима водоемов, а также на обеспечение необходимых мер контроля, связанных с осуществлением рыболовства на лицензионных участках. Средства расходуются только в том регионе (бассейне), где были получены и не подлежат перераспределению в другие регионы (бассейны), и не могут перераспределяться на иные нужды федерального или региональных бюджетов.

4. Порядок осуществления лицензионного лова. Он определяется Типовым положением «О порядке лова рыбы ценных видов по лицензиям», утверждаемым Росрыболовством. На местах на основании указанного Типового положения разрабатываются и утверждаются Положения, определяющие порядок и условия организации лицензионного лова, которые согласовываются с органами рыбоохраны и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Такая система организации любительского и спортивного рыболовства существовала с 1977 по 2012 год, полностью себя оправдала и при определенных корректировках может успешно реализовываться и в настоящее время. Более того, такая система исполнения государственной функции по организации любительского и спортивного рыболовства не потребует дополнительных расходов федерального бюджета. Источники необходимых средств формируются внутри системы.

5. Правила любительского и спортивного рыболовства. Это принципиально важный элемент рационального использования водных биоресурсов и регулирования любительского и спортивного рыболовства. Учитывая многообразие существующих условий на всей территории России, наиболее целесообразной была бы реализация смешанного бассейнового и территориального принципа формирования Правил любительского и спортивного рыболовства. Такой принцип был успешно реализован Министерством рыбного хозяйства СССР в Типовых правилах любительского и спортивного рыболовства, утвержденных приказом МРХ СССР № 62 от 13.04.1983 г. Основу Правил составляли положения, обеспечивающие рациональное использование водных биоресурсов и сохранение среды их обитания, общие для всей территории страны. При этом режим любительского и спортивного рыболовства формировался и утверждался непосредственно на местах бассейновыми управлениями органов рыбоохраны по согласованию с существовавшими в то время местными органами исполнительной власти и общественными организациями рыболовов-любителей. При необходимых доработках и адаптации к современным требованиям, эти Правила могут послужить хорошей основой для разработки новых правил любительского и спортивного рыболовства. Все необходимые возможности для реализации такого подхода по формированию новых Правил имеются, в том числе сохранившаяся структура научных организаций, территориальных управлений и бассейновых учреждений Росрыболовства. При согласовании Правил с органами исполнительной власти субъектов РФ и обязательного участия при их разработке рыболовов-любителей, новые Правила смогут обеспечить внятную систему этого вида рыболовства. Существующие в настоящее время Правила любительского и спортивного рыболовства написаны не для рыбаков, а для реализации должностными лицами контрольно-надзорных органов своих полномочий в рамках КоАП РФ.

6. Развитие сферы услуг в любительском и спортивном рыболовстве. Право граждан на добычу (вылов) водных биоресурсов на водоемах общего пользования не может законодательно увязываться с какими-либо услугами рыболовам. Услуги рыболовам должны предоставляться на условиях добровольности, а не совмещаться с правом на осуществление любительского и спортивного рыболовства. Практику формирования на водоемах общего пользования РПУ для организации любительского и спортивного рыболовства и последующее «конкурсное» распределение этих РПУ среди коммерческих структур следует признать ошибочной, нарушающей права и свободы граждан. Услуги могут и должны предоставляться рыболовам там, где они востребованы самими рыболовами. Устойчивый спрос на места ночлега, обустроенные лодочные и автомобильные стоянки с фольксвагенами транспортер т4 и множество других сопутствующих рыбалке услуг самостоятельно обеспечит предложение таких услуг малым бизнесом. Развитие данного вида предпринимательской деятельности еще до принятия закона о рыболовстве — прямое подтверждение того очевидного факта, что если это выгодно экономически, то предложение таких услуг не требует «приватизации» водоемов или их частей в виде РПУ.

Наиболее продуктивным с точки зрения развития малого бизнеса и обустройства прибрежных территорий на наиболее популярных водоемах общего пользования было бы решение вопроса о землепользовании. Необходимо законодательно закрепить норму, обеспечивающую приоритетное право отвода и закрепления земельных участков в прибрежных полосах, которые будут использоваться в целях предоставления услуг рыболовам. Все другие виды пользования землей в прибрежных полосах наиболее популярных у населения и рыболовов водоемов общего пользования — исключить или существенно ограничить в целях обеспечения свободного доступа к водоемам. Вопрос приоритетности землепользования вблизи водоемов общего пользования является дискуссионным, так как любая приоритетность порождает злоупотребления. Тем не менее практика частной застройки и фактических захватов земель в пределах прибрежных полос с перекрытием свободного доступа к водоемам в последнее время получила массовое распространение, особенно в центральных областях России. При хорошо организованном общественном контроле с прямо прописанной законом процедурой согласования подобных решений можно обеспечить условия для развития рыболовно-рекреационной инфраструктуры.

7. Организация рыбоохраны. Существующую систему рыбоохраны следует признать слабой и не отвечающей современному состоянию запасов водных биоресурсов. За последние 20 лет органы рыбоохраны несколько раз подвергались разрушительному бездумному реформированию. За это время был фактически утрачен кадровый, технический, материальный потенциал рыбоохраны. На уровне простых рыболовов существующая в настоящее время рыбоохрана не только перестала пользоваться уважением, но и стала восприниматься исключительно как коррумпированная, «крышующая» браконьеров структура. Положение усугубляется тем, что «палочная» система учета производственных показателей («достижений»), по которой оценивается эффективность деятельности рыбоохраны, вызывает у рыболовов стойкое неприятие. В погоне за показателями, которые можно в нужных количествах получить только путем преследования человека с удочкой, практически отброшена в сторону работа по пресечению крупных нарушений, связанных с нанесением серьезного ущерба водным биоресурсам. Ответственная кадровая политика в органах рыбоохраны при нынешнем руководстве Росрыболовства отсутствует. Получившая широкий общественный резонанс летом 2012 г. история с 10 млн рублей, выброшенными на Варшавском шоссе сотрудниками Росрыболовства, а также постоянные коррупционные скандалы в ведомстве лучшее тому подтверждение. Вместе с тем необходимо в будущем прекратить бесконечное реформирование и структурную вакханалию в органах рыбоохраны путем их переподчинения далеким от рыболовства структурам типа Россельхознадзора. Результаты этих «реформ», в том числе разделение в 1998 г. функций с пограничной службой, общеизвестны.

Также не оправдывает себя и передача в рамках ст. 6 ФЗ № 52 от 24.04.1995 «О животном мире» части функций по охране некоторых видов водных биоресурсов на уровень органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Это приводит не только к повышению расходов государственного бюджета, росту численности чиновников-управленцев, но и к дублированию функций, размыву ответственности за состояние ресурсов на водоемах. Рыбоохрана должна осуществлять свою деятельность как единая федеральная структура. При этом решение кадровых проблем в существующем руководстве Росрыболовства и руководстве его территориальных органов необходимо уже сейчас. Время «кризисных менеджеров» широкого профиля от рыболовства, имеющих смутное представление об отрасли, должно закончиться в возможно сжатые сроки. Концептуально, при наличии желания со стороны государства в наведении порядка в данной сфере, возможно в достаточно короткие сроки восстановить доверие общества и непосредственно рыболовов-любителей к органам рыбоохраны и кардинально улучшить положение с охраной водоемов. Пути реализации этой задачи известны и специалистам, и просто неравнодушным рыболовам. В основе их лежит использование положительного, наработанного более чем за 70 лет «дореформенного» опыта деятельности органов рыбоохраны, а также обеспечение органов рыбоохраны всем необходимым. Это государственное дело и его выполнение не может осуществляться с обеспечением по остаточному принципу. Средства у государства на решение такой задачи имеются. Достаточно только отказаться от некоторых бессмысленных, но дорогостоящих «прожектов» нынешнего руководства отрасли. Кроме того, при реализации в законодательстве системы платных рыболовных карточек («фиш-карт»), рыболовы наверняка не возражали бы против целевого направления вырученных средств на прямое финансирование мероприятий по охране и воспроизводству рыбных запасов, при соблюдении необходимых, прямо установленных законом «О любительском и спортивном рыболовстве» мер общественного контроля.


Переходный период

Для разработки концептуально нового проекта закона «О любительском и спортивном рыболовстве» будет необходимо некоторое время. Закон не должен приниматься в спешном порядке и требует детального обсуждения с общественностью, так как практика принятия непродуманных законодательных норм в таких вопросах вредна и категорически неприемлема. На период разработки и принятия нового закона необходимо не только приостановление проведения конкурсов на РПУ для целей организации любительского и спортивного рыболовства, но и скорейшее введение моратория на действие частей 5, 5.1, 5.2, 5.3 ст. 24 ФЗ 166 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». До тех пор пока действуют эти положения и будет продолжаться взимание платы с рыболовов на РПУ, Росрыболовство будет прямо заинтересовано в максимальной затяжке времени. В том числе и путем предложения очередных, заведомо неприемлемых для рыбаков положений нового закона, адаптированных под нужды коммерсантов — владельцев РПУ.

Предложения по концепции любительского и спортивного рыболовства, изложенные выше, возможно, не бесспорны и не отражают всех аспектов проблем, которые следует решить в новом законодательстве. Тем не менее, на наш взгляд, концептуально это одни из наиболее значимых вопросов будущего законодательства в области любительского и спортивного рыболовства, сохранения и приумножения рыбных запасов, обеспечения конституционных прав и свобод граждан России.



Андрей Котюх, заместитель начальника управления рыбного хозяйства администрации Магаданской области



Кудяев Валерий Владиславович

Рекомендуем ознакомиться
  • Первую мойву в Мурманске ждут уже через две недели
    Во-вторых, изменилась работа береговой службы – таможня переходит на круглосуточную работу. Через две недели "Капитан Моргун" вернется с уловом примерно в 1300 тонн.
  • Кулинария повышенной опасности
    Несоответствие по микробиологическим показателям связано с невыполнением персоналом предприятий санитарных правил. Рецептурный состав изделий должен соответствовать условиям переработки определенных видов сырья на предприятии.
  • Во Владивостоке открывается рыбный павильон с продукцией от производителя
    Обещают хороший выбор мороженой рыбы, полуфабрикатов и готовых для употребления в еду деликатесов. Теперь ОАО «Приморские лесопромышленники» будет получать дотации на произведенную продукцию.
  • В Сахалинской области на повторный конкурс будут выставлены 113 рыбопромысловых участков
    Остальным заявителям было отказано в допуске к участию в конкурсе по основаниям, предусмотренным правилами проведения конкурса. На ней присутствовали представители организаций, подавших заявки, а также Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратуры.
  • ЭКСПО ХОРС&ФИШ-2012
    А это, в свою очередь, означает значительное увеличение поступлений в бюджет за счет налогов от активно развивающейся отрасли. Это вообще, по сути , целая новая отрасль экономики, в которую в ближайшие несколько лет придут многомиллиардные инвестиции.
  • Вылов трески на Северном бассейне идёт с опережением
    В том числе на промысле минтая недобор составляет более 25 тыс. тонн, общий вылов на судах экспедиции 122,2 тыс. тонн. На промысле шпрота балтийские рыбаки освоили 1,8 тыс. тонн (1,3 тыс. тонн к прошлогоднему показателю).
{links}
Добро пожаловать!!!
Вход на сайт

Погода в Санкт-Петербурге - www.spbpogoda.ru

Случайное изображение
Каталог Shimano

Воблеры Yo-Zuri

Воблеры Salmo

Воблеры DaMiKi

Каким весом была Ваша самая большая рыба? (честно)
loading...
1